Ко мне подчас обращаются за юридической помощью тогда, когда дело уже прошло не только первую инстанцию, но и апелляцию, и даже так называемую «первую» кассацию. К сожалению, анализ гражданских и уголовных дел показывает, что во многих случаях ранее поданные жалобы оказываются просто некачественно составлены, но при этом формально та или иная инстанция для обжалования уже пройдена, а зайти на новый круг обжалования невозможно или просто бессмысленно. Поэтому приходится отказываться от изначально, возможно, перспективного, но уже загубленного дела. Причины, по которым люди часто полагаются на собственные силы при составлении жалоб и ведении дел в судах, понятны. Некоторые, например, считают, что в первой-второй инстанции можно посудиться и самостоятельно, а если результат их не устроит – тогда уже стоит обратиться к адвокату. При этом они упускают из виду, что дело лучше качественно провести именно в суде первой инстанции, чем потом обжаловать в вышестоящие инстанции. Обжалование тоже может дать результат, но одним из условий для этого является хорошо подготовленная жалоба. Те, кто совсем не сталкивался или сталкивался эпизодически с обжалованием судебных актов, просто не знают, по каким «законам жанра» строится жалоба, какие доводы имеют значение, а какие – нет. Я решил изложить некоторые базовые рекомендации, которые помогут избежать «школьных» ошибок, если Вы всё же решили писать жалобу самостоятельно – без помощи адвоката. При этом важно помнить, что для более глубокой проработки конкретной жалобы всегда нужно знать материалы конкретного дела, уметь их анализировать именно с юридической точки зрения, хорошо владеть относимой судебной практикой регионального уровня и Верховного Суда РФ.
Основные сроки для обжалования для решений по гражданским делам:
Основные сроки для обжалования приговоров и иных судебных актов по уголовным делам:
Важно! Не нужно бояться писать жалобы на приговоры и опасаться, что из-за этого могут ужесточить наказание или иным образом ухудшить положение осуждённого, в том числе после отмены приговора и нового рассмотрения дела. Если жалоба подана только осуждённым или его адвокатом (т.е. прокурором и потерпевшим приговор не обжалован) – суд вышестоящей инстанции (а также суд первой инстанции, если дело возвращено на новое рассмотрении после отмены судебного акта) не может ухудшить положение осуждённого.
В кассационной инстанции рассматриваются только вопросы права. Поэтому нет смысла писать в кассационной жалобе, например, о том, что показания свидетелей недостоверны, что не была соблюдена методика при проведении экспертизы и т.п. Для суда кассационной инстанции значение имеют только существенные нарушения при применении материального или процессуального права.
Жалоба в Европейский Суд по правам человека должна содержать только изложение обстоятельств и допущенных по делу нарушений именно в контексте Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, практики самого ЕСПЧ, а не российского законодательства.
Например, неубедительно выглядят жалобы, в которых осуждённый сначала пишет о своей полной невиновности и приводит аргументы в пользу этого, а затем указывает на смягчающие обстоятельства и ссылается на слишком суровое наказание.
Если человек пишет апелляционную или кассационную жалобу на решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу без помощи квалифицированного юриста, он, как правило, старается изложить в ней и своё эмоциональное отношение к обжалуемым судебным актам, и технические ошибки в делопроизводстве, и доводы по существу дела. При этом юридические доводы не ранжируются, а приводятся как попало. Это ухудшает читаемость жалобы, а, кроме того, позволяет суду проверочной инстанции сначала легко «отбить» слабые доводы, расписав по ним основную мотивировку, и затем «замести под ковёр» оставшиеся сильные доводы.
Хорошо написанная апелляционная или кассационная жалоба, во-первых, включает только юридические доводы без «воды» и эмоциональных пассажей, а, во-вторых, содержит ранжирование этих доводов по своей силе: сначала самые сильные, затем – по убыванию (мелкие и несущественные нарушения вообще не указываются).
Объём жалобы, чаще всего, свидетельствует не о количестве допущенных нарушений, а о неумении изложить кратко и убедительно свою позицию, отобрать для жалобы действительно важные аргументы. Принцип «чем больше написано – тем лучше» при составлении и подаче апелляционных и кассационных жалоб не работает. Помните, что в длинные неструктурированные жалобы никто вчитываться не станет, а их рассмотрение будет сугубо формальным.
Реализацию этих рекомендаций в конкретных делах и общий подход адвоката Никонова М.А. к составлению юридических документов Вы можете оценить, изучив примеры апелляционных жалоб на продление срока содержания под стражей и на отказ в условно-досрочном освобождении, а также некоторые дела из практики адвоката.
Если Вам нужна помощь адвоката по уголовному, семейному, гражданскому праву – Вы можете позвонить по телефону 8-910-188-73-21 либо написать на электронную почту [email protected] или в telegram.