По результатам исследования законодательной деятельности за последние два года, проведённого по поручению Центра стратегических разработок, было установлено, что реформирование уголовного и уголовно-процессуального законодательства носит несистемный характер. Предложения субъектов законодательной инициативы являются «точечными» и зачастую не учитывают внутреннюю логику УК РФ и УПК РФ, а также взаимосвязи между различными отраслями права: конституционным правом и уголовным, уголовно-процессуальным правом; гражданским правом и уголовным правом; уголовным правом и административным правом. В результате к принятию часто предлагаются проекты, не соответствующие Конституции РФ и правовым позициям Конституционного Суда РФ, создающие дублирование составов преступлений, несбалансированность санкций за преступления и административные проступки. По сравнению с законопроектами, предусматривающими ужесточение уголовного закона, значительно реже предлагались изменения, направленные на смягчение уголовной ответственности или освобождение от неё.
Анализ опубликованных законов не даёт оснований для выводов об однозначной тенденции в реформировании уголовного судопроизводства. Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на существующие в российском уголовном процессе проблемы, реализованные в качестве законов предложения направлены не на изменение ситуации с российским уголовным процессом в целом, а – за редким исключением (в частности, речь идёт о проектах по реформированию суда присяжных и использованию в уголовном процессе электронных документов) – носят «точечный» характер, касаются сугубо частных вопросов, не влияя на изменение status quo в отправлении правосудия по уголовным делам.
Такое положение дел отчасти объясняется отсутствием «дорожной карты» реформ в сфере уголовного правосудия: Концепция судебной реформы (утв. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1) хотя и осталась нереализованной, не принимается во внимание при внесении поправок в действующее законодательство. Отчасти – слабым экспертным сопровождением законотворческой деятельности: учёные-правоведы и авторитетные юристы-практики не привлекаются субъектами законодательной инициативы как для создания законопроектов, так и для их критического анализа. Таким образом, для субъектов законодательной инициативы отсутствует и какой-либо ориентир, обеспечивающий единую направленность предложений и поступательную реализацию реформ, и контроль со стороны представителей юридического сообщества.
Полный текст доклада размещён на сайте Центра стратегических разработок.
Если Вам нужна помощь адвоката по уголовному, семейному, гражданскому праву – Вы можете позвонить по телефону 8-910-188-73-21 либо написать на электронную почту [email protected] или в telegram.